Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

10 дней – 10 шагов к мечте! И 10 победителей конкурса проектов

Что ни день, то новые открытия, знания и навыки. Именно в таком режиме прошла научно-образовательная программа для школьников «Медицинская наука, генетика и биомедицина». Проект организован Российским научным центром хирургии им. акад. Б.В. Петровского и Областной гимназией им. Е.М. Примакова, чтобы помочь старшеклассникам, которые интересуются медициной, сделать осознанный профессиональный выбор.

«Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Президентом, предполагает, в том числе, рост численности медицинских работников. И начинать подготовку будущих специалистов нужно задолго до непосредственного поступления в медицинские вузы. Чтобы принять осознанное решение стать врачом, ребятам необходимо больше знать о современном состоянии отрасли, о том, как организован образовательный процесс, на какие дисциплины стоит сделать упор в старших классах, о многочисленных векторах самореализации в медицине и своих перспективах в профессии. Мы проводим научно-образовательные, профориентационные мероприятия, чтобы школьники знакомились с медициной изнутри, со стороны врача и ученого-медика, пробовали себя в исследовательской работе и осваивали первичные мануальные навыки, знакомились с современным оборудованием и методами лечения. И все это под руководством опытных наставников», - сказал директор РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, академик РАН, д.м.н., профессор Константин Валентинович Котенко.

Участники интенсива – школьники, которые мечтают связать свою жизнь с медициной, углубленно изучают ряд профильных дисциплин, имеют высокие достижения в предметных олимпиадах разного уровня и прошли предварительный отбор, организованный образовательным центром «Взлёт». За время интенсива они максимально погрузились в медицину в самых разных её аспектах. Десять дней – это 10 образовательных блоков, посвященных строению организма человека от уровня клеток до систем органов, генетике, клеточной биологии, физиологическим процессам в норме и патологии, современным методам диагностики и лечения, высоким технологиям в медицине.

Все занятия провели авторитетные наставники – академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты медицинских и биологических наук, практикующие врачи и исследователи. О цитологических аспектах строения органов человека в норме и патологии ребятам рассказал научный руководитель НИИ морфологии человека им. акад. А.П. Авцына РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, член-корреспондент РАН Лев Владимирович Кактурский. А в «день хирургии» прямо из операционной с ребятами пообщался и рассказал о проводимой операции заведующий отделением реконструктивно-восстановительной сердечно-сосудистой хирургии НКЦ №1 РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, член-корреспондент РАН, д.м.н. Эдуард Рафаэлович Чарчян.

О том, как генетика помогает реализовывать идеи персонализированной медицины школьникам рассказал научный руководитель Центра геномных исследований мирового уровня «Центр предиктивной генетики, фармакогенетики и персонализированной терапии» РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, академик РАН, д.м.н. Дмитрий Алексеевич Сычев:

«Лекция была посвящена персонализированной медицине, а именно ее важному направлению – фармакогенетике, которая отвечает на вопрос «как генетические данные людей помогают правильно применять лекарства». А внедрение методов фармакогенетики в клиническую практику на благо людей - основная цель создания ЦГИМУ РНЦХ. Встреча получилась с одной стороны высоко научной, а с другой - весьма прикладной. Ребята задавали много вопросов о пользе фармакогенетики в практической медицине. Также было приятно услышать вопросы о том, зачем заниматься наукой, и о том, как я пришёл в медицину и к своей области научных исследований, роль семьи, школы, учителей и учеников. Школьники задавали серьёзные взрослые вопросы. Я получил удовольствие и заряд положительных эмоций от общения с ребятами. Укрепил свою уверенность что в нашу медицинскую науку придут талантливые и целеустремлённые молодые ученый и вместе мы принесём пользу нашей стране».

На практических занятиях ребята проверили свои знания в области физиологии крови, научились накладывать хирургические швы на биологическом материале, получили навыки оказания первой доврачебной помощи. И сразу четверо участников научно-образовательного интенсива для школьников «Медицинская наука, генетика, биомедицина» показали рекордные успехи – в течение 35 минут ребята проводили мероприятия по сердечно-легочной реанимации на манекенах-тренажёрах.

«Мы рассказываем и показываем подросткам, в каких обстоятельствах требуется сердечно-легочная реанимация, какие меры безопасности должен принять человек перед началом экстренной доврачебной помощи, как правильно проводить сердечно-легочную реанимацию. Это всегда очень динамично и даже азартно. Ребята стараются быстро освоить технику и соревнуются на время, сколько смогут проводить непрямой массаж сердца. И в этот раз у нас целых четыре рекордсмена. Каждый выдержал по 35 минут. Мы уверены, что в случае экстренной ситуации они смогут сориентироваться и правильно оказать помощь до приезда профессиональной медицинской бригады», - рассказала врач анестезиолог-реаниматолог отделения кардиореанимации и интенсивной терапии НКЦ №1 РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, к.м.н. Любовь Сергеевна Сорокина.

Сотрудники кафедры нормальной анатомии человека Медицинского университета Петровского провели лекцию о строении органов и систем человека, показали макропрепараты, которые используются в обучении будущих медиков, и провели практикум по основам препарирования.

О том, какой огромный путь прошла медицина с точки зрения визуализации строения организма, ребятам рассказала начальник КДЦ НКЦ №2 РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, врач-рентгенолог, к.м.н. Анастасия Михайловна Филимонова:

«Лекция посвящена эволюции понимания анатомии человека: от топографического атласа Николая Ивановича Пирогова до современных возможностей - неинвазивных методов лучевой диагностики XXI века: рентген, КТ, МРТ, ОФЭКТ ПЭТ-КТ. Особенности проведения исследований, отличие методов и области их применения при различных заболеваниях. Перспективы использования технологий искусственного интеллекта для анализа изображений. Выявление заболевания на ранних стадиях позволяет своевременно определиться с тактикой лечения и значительно улучшить качество жизни пациента».

В ходе интенсива ребята успели подготовиться к Всероссийскому конкурсу технологических проектов «БольшиеВызовы2025», выполнив свой проект под руководством эксперта-наставника. Авторы десяти лучших проектов по итогам интенсива приглашены на стажировку в подразделениях РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского.